Продолжаем тему границ в коммуникации с ребенком вместе с психологом Дворца «Хорошево» - Емельяновой Анной Дмитриевной 20.09.2021

Читать статью тут

Как формируются границы?

Это постепенный процесс, в котором ребёнок, развиваясь, учится быть физически и психологически самостоятельным (сепарированным).

В формировании границ большую роль играет мама, а позже и другие значимые взрослые, окружающий мир.

Именно взрослые создают поле, из которого ребёнок считывает сигналы и получает информацию о мире. (и это важная биологическая программа, необходимая ему для выживания).

Многие трансляции взрослых ребёнок получает неосознанно, просто следуя, считывая их на невербальном уровне. (как взаимодействуют члены семьи, как они проявляются в мире и выражают себя, как решают конфликты, какое мышление транслируют во взаимодействии с миром.)

Что способствует адекватному формированию границ у ребёнка?

• - Проработанная тема границ у взрослых

• - Коммуникация без манипуляций

• - Разделение родительской и детской подсистем (это не про авторитарность, а про позицию взрослого во взаимодействии с ребенком)

• - Уважение личного пространства, потребностей, мнения, желаний ребёнка, его права на личные вещи (независимо от его возраста).

• - Позволять ребенку слышать и следовать своим потребностям, выражать их.

• - Рассказ взрослых про тело, его границы/как можно себя защищать.

• - Выстраивание трех зон: что ребёнку можно, в чем он свободен/где возможен компромисс со взрослым/что нельзя (бить братьев и сестёр, например)

• - Информация про мир и других людей на примере ситуаций и без пугалок

Получается, что с границами у окружения, то и будет у ребенка.

Будет ли ребенок открыт миру или будет защищаться от него, пребывая в тревоге?

Будет ли ему легко общаться, отстаивать себя, заявлять о своих потребностях или нет, высказывать мнение, быть самодостаточным?

В наших силах своим примером транслировать ребенку здоровые отношения и учить его личным границам для самостоятельной жизни с опорой на себя.