Клубная деятельность

Название проекта: «Клубная деятельность как одна из форм воспитательной работы в ГБОУ ДО ДТДМ «Хорошево»

 

«Клубная работа учащихся имеет давнюю историю и связана с решением такой важной педагогической задачи, как формирование и дальнейшее углубление познавательных интересов детей в условиях их самодеятельности».

С.А. Пуйман

Наиболее распространенной формой организации досуга является клубная деятельность. Как и у взрослых, детский клуб – это сообщество по интересам. Клубы, по сути, служат большой площадкой для общения и организации досуга. Обучение – не обязательный элемент таких занятий (в отличие от работы в других форматах) и происходит без давления и напряжения.

В ГБОУ ДО ДТДМ «Хорошево» уже на протяжении многих лет функционируют Клубы «Эверест» и «Сплав-Мастер» туристско-краеведческой направленности, девиз деятельности которых: «Нам хочется Землю пешком обойти!».

В системе дополнительного образования туризм и краеведение традиционно являются эффективным средством воспитания патриотизма, формирования стремления приносить пользу своему родному краю и стране в целом. В рамках туристско-краеведческой деятельности происходит приобщение человека к природе, к культуре разных стран, развитие международных контактов, восстановление духовного мира, укрепление здоровья и потребности в здоровом образе жизни.

Идея организации клубной деятельности – одна из эффективных воспитательных практик в социуме, т.к. создаются условия для эффективного и продуктивного использования свободного времени обучающимися и членами их семей по интересам, для удовлетворения потребности в общении (в отличие от бессодержательного времяпрепровождения на улице).

Ребята и взрослые общаются в Клубе на основе организации общих полезных дел, совместных увлечений и интересов. Встречи в рамках деятельности Клуба позволяют родителям по-новому взаимодействовать со своими детьми, лучше понимать их интересы и в дальнейшем строить совместные планы. Для детей так же очень важно увидеть своих родителей в деятельности. Например, при организации или участии в мастер-классах, фотоконкурсах, в слетах и походах,  в праздниках.

 

«От задумки – до результата»

К моменту воплощении идеи об организации деятельности Клубов во Дворце творчества детей и молодежи «Хорошево» педагогами был уже накоплен достаточный опыт, а именно:

  • были проведены туристские мероприятия, отличающиеся по видам туризма и формам их проведения (соревнования, игры, конкурсы, фестивали, слеты, учебно-тренировочные сборы, тематические встречи, туристско-краеведческие путешествия и экспедиции, категорийные походы);
  • была разработана система взаимодействия с педагогами, реализующими программы туристско-краеведческой направленности в других образовательных учреждениях. Благодаря этому сотрудничеству педагоги Дворца участвовали в соревнованиях на городском и всероссийском уровнях, в работе методических объединений, круглых столов, семинарах.

Традиционными стали мероприятия: городская эколого-туристическая тропа, городские массовые соревнования школьников по экологическому ориентированию, эколого-краеведческая игра-путешествие «Зеленая планета». Ежегодное увеличение числа участников данных мероприятий свидетельствует о значимости мероприятий и об интересе к ним со стороны молодежи.

Результаты работы Клубов размещаются на официальном сайте Дворца творчества детей и молодежи «Хорошево» в новостной ленте, и в социальных сетях «ВКонтакте», «Фейсбук», «Инстаграмм», «YouTube» на страницах Дворца.

Таким образом, для создания проекта туристско-краеведческой направленности «Клубная деятельность, как одна из форм воспитательной работы в ГБОУ ДО ДТДМ «Хорошево» был подготовлен надежный фундамент из опыта проведения массовых мероприятий, наличия методических разработок педагогов и конечно же педагогических кадров – организаторов туристской работы во Дворце.

При планировании работы Клубов «Эверест» и «Сплав-Мастер» туристско-краеведческой направленности на новый учебный год - были запланированы такие практические интерактивные мероприятия, как: походы выходного дня, тренировки по технике горного туризма с альпийским снаряжением, учебно-тренировочные маршруты, экскурсионные поездки по городам и историческим местам, экспедиции, спортивные соревнования между семьями по спортивному ориентированию, квесты, слеты, встречи по интересам, проведение досуговых мероприятий (посещение интересных мероприятий, выставок и т.д.)

Но, со сложившейся сложной эпидемиологической обстановкой, проведение заседаний Клубов стало возможным только дистанционно. Были пересмотрены формы и методы работы. Создание группы в социальной сети позволило использовать интернет ресурс для общения участников объединений, обмена полезной информацией и опытом, фотографиями и свежими новостями по туристско-краеведческой тематике.

Дети и взрослые в своих квартирах создали атмосферные уголки туристического привала, пели бардовские песни под гитару, делились друг с другом хорошим настроением, рассказывали интересные истории из своих походов и путешествий.

Возможность увидеться в прямой трансляции еще раз говорит о том, что несмотря на удаленность друг от друга, мы все равно рядом и близки, что мы помним и заботимся друг о друге.

Работа Клубов выстраивается в следующих направлениях:

  1. Проведение обучающих занятий по основам и технике пешеходного туризма, организации подготовки и проведения походов и экскурсий в форме видеопрезентаций и демонстрацией видеороликов о типах туристских мероприятий, в ходе которых педагог дает комментарии об их организационных особенностях.

На заседаниях Клубов в прямом эфире все участники - и дети, и взрослые учились подготавливать полный комплект личного туристского снаряжения к походу, учились правильно укладывать рюкзак, вязать узлы, используемые в спортивном туризме, собирать медицинскую аптечку, знакомились с алгоритмом оказания первой помощи в походах. Проводились занятия по общефизической подготовке и специальной физической подготовке.

  1. Работа по патриотическому воспитанию, приобщение к культурному и историческому наследию нашей Родины.

О патриотизме чаще всего читают в книжках и учебниках. Но патриотами таким образом не становятся. Работа с реальной исторической памятью, «встречи» детей с прошлым, вовлечение их в поиск взаимоотношений с историей, культурой, окружающим миром, - вот пути «разговора» о патриотизме.

Для работы в этом направлении записаны видеозанятия, которые включают лекционный информационно-познавательный материал по истории России:

  • «Сибирь – путешествие во времени»;
  • «Александр Невский – его роль в истории Древней Руси».

Для увековечивания памяти о войне для участников Клубов проводился просмотр и обсуждение фильмов: «Война за полярным кругом», «Битва за Кавказ», рассказывающих о военных действиях во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. в Арктике и на Кавказе.

Обсуждение фильмов, исторических событий, ценностных ориентиров на основе эффекта эмоционального воздействия киноискусства даже в онлайн формате позволило участникам Клубов укрепить межпоколенческие связи, сформировать у юных участников проекта личное отношение и чувство сопричастности к героическим страницам своей страны.

  1. Проведение творческих мероприятий: участие в QR-квестах, викторинах, отгадывание кроссвордов по туристско-краеведческой тематике, проведение фотоконкурса «Мир глазами путешественника».

 

Полезные эффекты от проекта

Клубы туристско-краеведческой направленности создаются и осуществляют свою деятельность в целях вовлечения всех участников образовательного процесса, в том числе и родителей обучающихся, в регулярные занятия физической культурой и спортом, а также мероприятия, позволяющие проявить свои таланты и способности в рамках совместной работы.

Туристический клуб является необходимым условием успешной социализации подростков. В ходе его деятельности изучается культурно-историческое прошлое страны и «малой родины» путем изучения краеведческого материала, что способствует осознанию подростками своего места в стране и в обществе, появляются и развиваются исследовательские и коммуникативные навыки.

Кроме того, клубная среда обеспечивает выполнение ряда базовых социальных ролей и активно способствует процессу социализации подростков.

Эффект воспитательного проекта в долгосрочной перспективе:

  • Выбор участниками проекта здорового образа жизни.
  • Создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные творческие возможности.
  • Помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком.
  • Привлечение детей и родителей к организации и проведению социально-педагогических мероприятий и акций по месту жительства.
  • Увеличение числа участников туристско-краеведческого движения.
  • Расширение сферы социального партнерства.
  • Участие в городских и всероссийских туристско-краеведческих проектах.

Расширение географии туристских маршрутов и активизация исследовательской деятельности по изучению истории, природы и культуры России.